Бюджетная пирамида

Вообще я сторонник той идеи, что, да, полномочия (и бюджеты) надо отдавать в большей степени на местный уровень. И результаты всегда более ощутимы, и чиновники все ближе, и бенефициаров меньше, то есть и времени на общение с ними тоже нужно меньше. Преимуществ много.

Но есть одно «но»: текущие позиции.

У меня, к сожалению, нет статистики по тому, сколько денег получают в совокупности все бюджеты с территории каждого конкретного муниципального образования и сколько денег в каждом из них расходуется. Но точно знаю, что в некоторых расходы больше, потому что налоги в нужных размерах собирать практически не с кого. Это значит, что если предоставить такому муниципальному образованию даже 100 % бюджетных полномочий (и отменить дотации), ему не на что будет содержать дороги, полицию, школу или школы, поликлинику или поликлиники…

Поэтому ни в коем случае перераспределение полномочий не должно быть резким. Ситуации, подобные описанным, нужно исключить полностью. Действовать — исключительно поэтапно. Провести (тоже в несколько шагов, с «пилотными» регионами) реформу государственного аппарата, реформу местного самоуправления, отношений в сфере государственной собственности. В процессе — перераспределять пропорции от налогов между разными регионами.