Местная власть — тоже государство

Конституционный Суд Российской Федерации вчера опубликовал свою позицию по реформе местного самоуправления.

Я помню, как несколько лет назад поднимался вопрос о встраивании мэров в «вертикаль власти» и как звучали голоса депутатов: это противоречит Конституции России, местная власть отделена от государственной, поэтому мэров должны выбирать только «местные».

Формально это правило никуда не исчезло. По закону (пункт 1 части 2 статьи 36 федерального закона о местном самоуправлении) мэр —

избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан

То есть возможно три варианта:
1) избирается непосредственно населением (тогда кандидатуры выдвигаются сами, ну или с помощью политических партий — в данном случае это одно и то же);
2) избирается муниципальным парламентом из числа парламентариев;
3) избирается муниципальным парламентом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией.

По мне, везде должна работать только первая модель. Но при второй модели мэр хотя бы будет заведомо из числа тех, за кого проголосовали сами граждане. А в третьей модели это вообще ни из чего не следует. То есть кто будет мэром, вообще непонятно.

Более того, у нас есть несколько видов муниципальных образований: муниципальный район и городской округ; в состав муниципального района при этом входят также городские и сельские поселения. Так вот. Согласно части 2.1 той же статьи 36 закона о местном самоуправлении (абзац 3):

В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

То есть в наиболее крупных муниципальных образованиях мэр должен пройти нечто вроде «губернаторского фильтра». При этом, как следует, например, из части 3.1 той же статьи, модель выбирается не муниципалитетом, а субъектом Российской Федерации, на территории которого он находится. Законом субъекта.

И вот что сказал об этом Конституционный Суд России:

Ограничение возможностей муниципалитетов самим определять для себя оптимальную структуру власти зависит, в частности, от особенностей конкретного территориального уровня и характера публичных задач. Так, городские округа и муниципальные районы реализуют государственные функции, от них может зависеть социально-экономическое положение всего региона. В данном случае самостоятельность муниципалитета должна уравновешиваться интересами государства. Напротив, в сельских и городских поселениях самостоятельность должна быть наиболее полной, обеспеченной возможностью использования прямых всеобщих выборов.

То есть всё просто. Городские округа — это не совсем местное самоуправление, поэтому конституционные нормы о местном самоуправлении на них можно и не распространять.