Идеальная система образования

Введение

Сразу хочу оговориться: я не учитель, не имею педагогического образования, не работаю в профильном министерстве, даже наблюдателем на ЕГЭ ни разу не был — иными словами, к предмету разговора я имею очень посредственное отношение. Если для вас этого достаточно, чтобы не считать мои мысли ценными, лучше не читайте: едва ли это дилетантство и непрофессионализм принесут вам какую-то пользу. Если же нет, то я приглашаю вас к чтению и (если угодно) к дискуссии о том, какой должна быть идеальная система образования. Я начну.

В основе идеальной системы образования должно лежать два очень простых принципа. Первый: образование — это услуга. Оказывая её, исполнитель предоставляет обучающемуся некоторые знания или навыки, которых у того нет. Второй: платит тот, кому нужнее (то есть оплачивает услуги тот, кому важнее результат качественного их оказания).

В России уже сегодня существует три уровня образования: общее, профессиональное и дополнительное. Каждое из этих слов очень чётко обозначает функциональную обусловленность соответствующего уровня. Например, общее образование — именно общее, то есть объединяющее всех (хотя автор этого термина едва ли вкладывал в него именно такой смысл); профессиональное — необходимое для успешного выполнения профессиональных обязанностей; дополнительное — образование, дополняющее общее или профессиональное. Сообразно сказанному должны определяться заказчики и общие подходы к устройству каждого уровня.

Общее образование

В идеале воспитание ребёнка и его обучение «основам жизни» — прерогатива родителей. Но становятся ими зачастую не из-за овладения какими-то специальными знаниями или умениями, а по чисто физиологическим причинам. К тому же, по причинам материальным (я имею в виду необходимость зарабатывать деньги) порой приходится оставлять детей без надзора взрослых. Закончиться это может вполне печально, вплоть до летального исхода. Поэтому подключить к освоению жизни профессионалов не лишне.

Но наибольшую выгоду от общего образования получают всё же не родители, а, как ни странно, государство.

Ну правда, смотрите.

  1. Культура (темы для разговоров; объединяющее всех жителей страны начало; толерантность).
  2. Экономические возможности (выявление интересов и склонностей, воспитание предпринимательского духа и вообще самостоятельности, предоставление относительно поверхностных знаний по большому количеству вопросов, любые из которых можно развить, в том числе уйдя в науку).
  3. Жизненные навыки (здоровье; интеллект; бытовые практические умения).

Всё это, будучи правильно развитым, снижает преступность, смертность, повышает экономическую активность населения (что приводит к увеличению его доходов и, следовательно, уплачиваемых налогов), обеспечивает единство границ страны. Естественно, государство заинтересовано, чтобы было именно так; помимо прочего, по чисто «шкурным» интересам: доходы бюджета (налоги, инвестиции) возрастают, а расходы — уменьшаются.

Детские сады не только заменяют родителей (занимаясь воспитанием), но и готовят обучающегося к жизни в школе: учат читать, творчески мыслить, действовать в коллективе и так далее.

В результате по окончании школы ребёнок должен оказаться здоровым и разносторонне развитым. Если здоровье у него ухудшилось из-за образовательной организации, она должна за это отвечать, как минимум штрафами с пятью нулями, если разностороннего развития не получилось из-за низкого качества обучения — тоже. (А что, некачественное оказание услуг.) Качество обучения проверяется сразу несколькими способами. Во-первых, непосредственным визуальным наблюдением (в идеале с использованием камеры, стоящей в каждом классе). Во-вторых, путём сопоставления систем оценки знаний ученика (если учитель итоговые знания ученика оценил в 80 баллов, а ЕГЭ показал 15 баллов, это повод задуматься). В-третьих, путём сопоставления отношений средней оценки по данной дисциплине к средней оценке по остальным дисциплинам за отчётный период. В-четвёртых, если применимо, путём непосредственной проверки навыков, умений, которыми ученик должен был овладеть под началом данного учителя. Ни один из способов при этом не должен являться определяющим.

Надо ли и если да, то как проверять качество образовательных услуг в детских садах, я затрудняюсь сказать.

Профессиональное образование

Больше всех заинтересованы в наличии у того или иного субъекта профессионального образования работодатели. Поэтому ориентироваться данная подсистема должна именно на них. Именно работодатели должны обладать наиболее широкими и гибкими возможностями формулировать свои заказы.

Например, предприятие может заключить договор об обучении за его счёт конкретного человека (конкретных людей) или заданного количества. Обучение может производиться по конкретным дисциплинам и по специальностям (которые представляют собой определённые наборы дисциплин). Студенты, попавшие под эту «халяву», должны отработать у заказчика определённое время (не больше времени обучения) или компенсировать ему все понесённые расходы.

Но у только что открывшегося работодателя, как правило, нет возможности ждать несколько лет, когда закончат обучение сегодняшние абитуриенты. И тут на помощь приходит государство. Оно заранее прогнозирует, какой будет потребность в обладателях таких-то специальностей и заказывает у различных вузов обучить соответствующее количество. После обучения студент должен проработать по специальности (не больше времени обучения) или вернуть государству затраченные на него деньги. Если в течение года с момента постановки на учёт в службе занятости работу найти не удалось, данный запрет снимается.

Заказчиком может являться и сам гражданин. В этом случае он, аналогично, может проходить отдельные дисциплины или по специальностям. Но платит в этом случае сам. И может по окончании работать по данной специальности или нет.

Итоговая аттестация по каждому предмету происходит комиссией, в которую включается равное количество (но не больше 3 человек) представителей образовательной организации, государства и каждого работодателя — заказчика по данной учебной дисциплине. Работодатель вправе требовать для «своих» студентов дополнительные задания.

Дополнительное образование

С дополнительным образованием всё просто. Его можно получать в любых образовательных организациях, в том числе в детских садах, школах и вузах. Заказчиком может быть только человек или организация. Услуги оказываются только в отношении конкретных людей.

1 комментарий
Александр Потапов 2016

Михаил, я вижу как минимум одну проблему связанную с экономической составляющей (даже если все получится так как вы пишите). Я согласен, что любая услуга должна оплачиваться (в соответствии со спросом) и хорошо оплачиваться, если услуга хорошая, но что если, благодаря интернету, школьник бесплатно научиться делать простые сайтики, или рисовать в фотошопе или писать тексты, или... или, и не захочет получать долгое и дорогое высшее образование. А если ему повезет и родители не будут против, то и общее образование (бросит школу в 10 лет) — так как школа тоже должна быть платной — ибо это тоже услуга. И тут наш герой очень сильно экономит на расходах, на времени и гораздо быстрее начинает зарабатывать (выполняя заказы на freelance), и при этом рушит нашу стройную идею и вредит всем. И родителям и государству и обществу (уровень-то мышления и образования у него по-прежнему школьный). Получается целое поколение функциональных необразованных роботов, которые ради скоротечной прибыли или из-за недостатка денег отказались от идеи инвестировать в свое образование (плюс к этому, у нас инвестирование в образование как ценность — не развита). Что делать? Если руководствоваться экономикой — учиться в современных образовательных учреждениях не выгодно, а других нет.

Михаил Дмитриев 2016

Александр, спасибо за интересную постановку проблемы. Строго говоря, такое и сейчас возможно. Правда, родителя, который «не против», вполне могут лишить родительских прав — как не исполнившего свою обязанность обеспечить получение ребёнком общего образования. И это, как мне кажется, правильно, но недостаточно: условно говоря, если чадо ушло из дома и само себя обеспечивает, лишай кого-то родительских прав или не лишай, мало что изменится. Если ему неинтересно учиться, а при этом он думает, что главное — это заработать как можно больше денег (с чем он справляется, потому что не тратит «лишнее» время на обучение), то… я даже не знаю, что делать в таких ситуациях. Видимо, надеяться на рынок, который через несколько лет заполонят люди, обладающие более востребованными рынком знаниями и навыками (полученными как раз таки в школе).

Не могу согласиться с тем, что эта проблема связана с экономической составляющей предлагаемой системы образования. Потому что один из главных принципов такой системы заключён в словах «платит тот, кому нужнее», а применительно к общему образованию нужнее всего государству.